ГлавнаяТехника ВадорюТерминология


Додзё
- зал для занятий боевыми искусствами (дословно - "место  постижения пути")
Рэй - поклон, этикет
Онегайшимас - пожалуйста (научите меня)
Домо аригато годзаймас - большое спасибо
Сэнсэй- учитель ( дословно - "тот, кто пришел раньше")
Семпай - старший ученик
Шихан -  (яп. мастер, учитель учителей). Шихан - мастер японских боевых искусств, обладающий 5 даном и выше.
Обычно титул шихан распространяется на обладателей данов с пятого по седьмой, а мастерам с восьмым даном и выше присваивается титул Ханши

Ги (доги, каратэги) - одежда для занятий каратэ
Оби - пояс
Каратэка - человек, практикующий каратэ 

Этикет в додзё:


Сейдза - принять положение сидя на коленях
Мокусо- медитация c закрытыми глазами
Шомен ни рэй - поклон шомен (шомен - висящий фронтально на стене флаг школы или портрет основателя школы)
Сэнсэй ни рэй- поклон учителю
Отагай ни рэй - поклон друг другу
Кирицу - встать 
Хадзиме - начали
Яме - стоп

Счёт:

– Ичи

        6 – Року

– Ни

        7 – Сичи

– Сан

        8 – Хачи

– Си

        9 – Кю

– Го

       10 – Дзю


Техника:

Камаэ - стойка (готовности)
Дзёдан - верхний уровень
Чудан - средний уровень
Гедан - нижний уровень
Хидари - левый
Миги - правый
Кихон ваза - базовая техника
Рензоку ваза - комбинационная техника
Кумитэ - спарринг, поединок
Дзю кумитэ - свободный поединок
Якусоку кумитэ - обусловленный поединок
Санбон кумитэ - поединок на три шага
Наге ваза - техника бросков
Кудзуси ваза - выведение из равновесия
Кансецу ваза - техника воздействия на суставы
Танто дори - защита от атаки ножом
Синкен сихара дори - защита от атаки мечом
Киме - фокус силы, момент концентрации всем телом
Барай / Харай  - сметающий
Шомэн - вперед
Цуки ваза  - прямые удары руками
Учи ваза - рубящие удары руками
Эмпи / Хиджи - локоть
Хайсоку - подъем стопы
Какато - пятка
Дзёсокутей - подушечка стопы
Сокуто - ребро стопы
Уке ваза - блоки
Аши барай - подсечка
Гери - удар ногой
Сейкенцуки - обычный удар кулаком
Татецуки - удар вертикальным кулаком
Ура цуки- обратный удар кулаком 
Накадака иппон кен - кулак с выставленной вперед фалангой среднего пальца
Уракен учи - удар тыльной частью кулака
Тейшо учи - удар основанием ладони
Тетцуи учи - "рука-молот", удар основанием сжатого кулака
Шуто учи - "рука-нож", удар ребром ладони
Хайто учи - удар внутренним ребром ладони
Джунцуки - удар кулаком с шагом одноименной рукой (аналог ойцуки)
Гьякуцуки - обратный удар кулаком (задней рукой)
Тобикомицуки - удар с прыжком вперед передней рукой
Нагашицуки - тобикомицуки с уходом корпусом с линии атаки (контратаки) соперника
Моротэцуки - удар двумя кулаками
Маваши гери - круговой удар ногой
Мае гери - удар ногой вперед
Сокуто гери - боковой удар ребром стопы (аналог йоко гери в других стилях)
Йоко гери - удар, аналогичный маегери, только в сторону
Хидза гери - удар коленом
Уширо гери -  удар ногой назад
Уширомаваши гери - задний круговой удар ногой
Микацукигери - полукруговой удар ногой
Агэ уке - блок снизу вверх (восходящий)
Учи уке -  блок снаружи вовнутрь
Сото уке - блок изнутри наружу
Отоши уке - блок сверху вниз
Хайшу уке- блок тыльной стороной ладони
Шуто уке - блок ребром ладони
Уде уке - блок предплечьем
Моротэуке - блок двумя руками
Эмпи / Хиджи уке - блок  локтем
Макивара - доска, обмотанная соломой, предназначенная для отработки ударов
Тамешивари - разбивание предметов


Понятия и принципы, характерные для стиля Вадорю:

Заншин - 
означает "оставаться" (Зан-) и «ум» (- шин). Термин "заншин" обычно интерпретируется как указание на психическое состояние, в котором вы концентрируете ваше внимание и на своего противника, и на окружающую обстановку. Говоря проще, это постоянная готовность к началу поединка. 

Танден -
точка, которая находится точно по центру тела, за пупком. Это не мышцы. Это центр тяжести, равновесия и главный генератор энергии (внутренней) удара. В Вадо мы начинаем движение не с напряжения, не с сокращения каких-то мыщц, а с расслабленного тела.  Энергия исходит из танден. Началом практики танден принято считать сидячую медитацию с закрытыми глазами в начале тренировки -  сейдза и мокусо. Но одним из главных методов тренинга танден (как источника внутренней энергии) в Вадорю является практика ката Найханчи.


Нагаши  означает пропустить поток. Принцип нагашу является характерным для стиля Вадо. Очевидно, нагаши берет свои корни из кендзюцу, где такое движение используется, чтобы движением тела избежать атаки противника мечом, сохраняя при этом дистанцию (маай) для разящей контратаки. Характерные техники - удар нагашицуки, явно аналогичный технике кендзюцу и блок нагаши уке, при котором блок направлен в ту же сторону, что и удар противника. Изменяя таким образом направление блока, любой из базовых блоков (гедан, сото, хайшу, дзёдан или учи уке) могут быть трансформированы в нагаши уке. Нагашу (нагасу) буквально означает плыть и обычно приводят образное сравнение с речным потоком. То есть мы плывем не против, а по течению реки (атаки), на ходу огибая препятствия как,например, вода, стекающая с горы.

Инаши
 - изменение направления атаки противника и одновременная контратака противника. Этот принцип часто можно увидеть также в дзюдо или сумо. 

Нори
 - не идти прямо против атаки, а слиться с ней и используя свой собственный вес, сопровождать и направлять силу противника так, чтобы лишить его баланса. 
 Все эти принципы тесно связаны друг с другом.

Ирими
 - вход в технику противника. Нагасу и Нору используются для достижения Ирими. Необходимо использовать ирими для достижения Инасу. Использование Ирими позволяет бойцу атаковать противника в жизненно важные точки (атеми ваза), сделать бросок (наге ваза) или провести болевой прием (кансецу ваза). 

Меотоде - означает одновременное использование обоих рук для атаки и защиты. Это выражение переводится романтично как "муж и жена". Образно внешняя рука - это муж, самурай, который идет на войну, а внутренняя рука - жена, кторая сидит дома и смотрит за хозяйством. Меотоде служит для правильного использования Кобо иттай.   

Кобо иттай
 - Концепция единства защиты и атаки, когда вы защищаетесь, атакуя и атакуете, защищаясь. 

Санми иттай
 - единство трех движений  (этот принцип был взят Оцукой из кендзюцу): 

Тэн и
 - изменение позиции 
Тэн тай - изменение положения тела 
Тэн ги - изменение техники 

Маай - выбор правильной дистанции между соперниками. Маай часто является единственным важным фактором, определяющим исход поединка.

Маай также может быть описано не только как пространство, которое вы должны контролировать, но и то время, за которое вы контролируете это пространство. Расстояние и время, следовательно, не могут быть отделены друг от друга.
Помимо физических маай, есть также психические маай. Здесь можно упомянуть изречение древних мастеров меча," видеть близкие предметы как будто они далеко, а далекие как будто они близко."



Тайсабаки - является общим термином, обозначающим движение тела, когда Тори уходит с линии атаки Уке. Это всегда первое действие обороны для Вадоки и основополагающий принцип Вадорю.

Сенте - выбор правильного времени атаки (тайминг) 
Существует популярный девиз: Каратэ ни сенте наши - В каратэ не нападают первыми. Это выражение пришло к нам с родины каратэ, с Окинавы. Тем не менее, термин Сенте, который обычно переводится как нападение, фактически означает инициативу. Вадорю происходит из старинных школ японских боевых искусств. Эти школы / стили, в отличие от окинавских стилей базировались не на самообороне, а на войне, на сражениях на поле брани. Если ваше каратэ не имеет сэнтэ, то это означает, что оно является слишком пассивным. Нельзя занимать пассивную позицию и ждать, когда вы получите атаку противника. Таким образом, говоря Сенте, мы имеем ввиду именно перехват инициативы.

Три вида Сенте: 
Сен о сенконтратака одновременно с атакой противника
Сен сен о сенпроведение превентивной атаки до начала атаки противника, предвосхитив (интуитивно) его намерения атаковать
Го но сен
немедленная контратака после состоявшейся атаки противника  

Более глубокое понимание этих принципов заключено в продолжительной практике Кихон кумитэ.