ГлавнаяСтатьиИНТЕРВЬЮ С ДЖЕТОМ ЛИ

ИНТЕРВЬЮ С ДЖЕТОМ ЛИ

 

Джет Ли

Его настоящее имя — Ли Лянцзе. Он родился 26 апреля 1963 года в Пекине. Восьмилетним мальчиком он начал заниматься ушу в пекинской любительской спортивной школе. После трех лет упорных тренировок в 1974 года он стал членом Пекинской сборной, и в том же году стал чемпионом КНР среди мальчиков по многоборью и по комплексам с мечом-дао. В этом же году он представлял Китайскую Народную Республику на играх Доброй Воли в США и его программа-поединка была отмечена президентом Никсоном. В 1975 на 3-ей спартакиаде народов КНР в разделе «ушу» он стал чемпионом по многоборью, комплексам без оружия, первому официальному комплексу с копьем и комплексам с мечом-дао. В 1977 — чемпион Китая по стилю «длинный кулак» и комплексам с мечом-дао. В1978 — чемпион КНР по многоборью, первому официальному комплексу без оружия, комплексам с мечом-дао. В 1979 на 4-й спартакиаде народов КНР — чемпион по многоборью ушу, первому официальному комплексу без оружия, комплексам с мечом — дао, показательным поединкам.

На сегодняшний день Джет Ли является вторым по величине выходцем с Востока(после Джеки Чана) , владеющим боевыми искусствами и работающим в Голливуде.

Джет Ли: «Недавно меня попросили поразмышлять над различием между соревнованиями по ушу и спортсменами моего поколения и сравнить с настоящим состоянием ушу в Китае.

В ушу использовали различные правила. В 1970-ых и в начале 1980-ых, соревновательное ушу действительно существовало только в Китае, поэтому формы оценивались одним набором правил — одним набором стандартов. Затем власти захотели принести ушу в другие страны; они сформулировали набор международных правил для международных соревнований. Эти правила, я думаю, были более легкими, чем китайские правила или, могу сказать, упрощенными. Я слышу теперь, что люди главным образом соревнуются в трех категориях: чаньцюань, наньцюань, тайцзицюань. Сегодня система не столь сложна, обычно каждый выступал на соревнованиях с широким мечом (дао) , копьем, прямым мечом (цзянем) , дубиной (палкой) , и формами пустой руки. В наше время мы должны были учить все восемнадцать рук, внутренние стили, внешние стили, все. Такова была наша учебная программа. В настоящее время, если вы хотите участвовать в Олимпийских играх, вы изучаете обязательные формы, и только.

*Восемнадцать рук состоят из сабли, копья, меча, алебарды, топора, боевого топора, крюка, вил, кнута, булавы, молота, когтя, алебарды-трезубца, дубины (палки) , длинного копья, короткой дубинки (палки) , шеста и молотка — метеора.

Я не утверждаю, что система стала лучше или хуже. Я могу только сказать вам, что физические качества спортсменов улучшились — и продолжают улучшаться. Почему каждый год устанавливаются новые мировые рекорды? Потому что обучение стало более научным. Спортсмены имеют доступ к лучшей еде, лучшим витаминам, лучшим докторам, спортивным физиологам и т.д. Эти факторы помогают развивать потенциал человеческого тела посредством спорта. 

Однако я полагаю, что глубоко внутри ушу стало намного хуже, чем прежде. Я говорю о внутреннем знании, той части ушу, которая не вовлекает физическое тело. Внутреннее развитие — наиболее важная часть, и этого определенно недостает в настоящее время. Это может быть из-за правил. Судьи, которые работают по новым правилам, предпочитают определенный тип исполнения и награждают за это более высокими оценками. В результате, спортсмены начинают обучаться по этим правилам, и кто может обвинять их? И внешняя, и внутренняя демонстрация навыка важна, но современные правила не защищают последнюю. Наиболее красивые вещи в боевых искусствах — это не спорт и не скорость. Что должны делать практикующие ушу, так это больше концентрироваться на внутреннем. Они должны уделять время для того, чтобы привести всю свою энергию вместе с разумом к окончанию каждого движения. В настоящее время движения настолько быстры, а прыжки настолько высоки: и все же элементы не усовершенствованы вообще. В прошлом году я видел пекинскую команду по ушу, приехавшую для выступления в Соединенные Штаты. У них такая же проблема. Я полагаю, что правила ограничивают их.

Нет больше индивидуального „духа“. В прошлом, когда мы наблюдали людей, занимающихся с прямым мечом, вы могли убедиться, что десять спортсменов высокого уровня продемонстрируют каждый в своем „духе“. Даже простое движение „наведения“ меча каждый делал бы в соответствии со своим собственным индивидуальным ритмом — все технически правильно и четко.

Какой был дух! Потрясающий!

А теперь — трр-трр-трр — спортсмены напоминают машины. Они перемещаются так быстро, я едва могу видеть то, что они делают. И нет никакого духа. Ушу — это не гонка. Оно не должно походить на другие спортивные соревнования, где побеждает самый быстрый спортсмен. Лично я люблю наблюдать различные стили. Я люблю, когда боевое искусство — все еще искусство, когда спортсмены -артисты, которые развивают и исполняют свои характерные стили. Боевые искусства всегда были разнообразными и непохожими: различные стили, различные культуры, различные государства. Было привычным то, что могли назвать чье-то место рождения по тому, как он занимался ушу: „О, этот парень из провинции Шаньдун“ или „Посмотрите, она, должно быть, из Шаньси“. Мы могли так говорить потому, что уже знали стили. Теперь все стало расплывчатым, все стало однородным. Как всегда, сегодня это инь и ян боевых искусств. Две половины — что-то хорошо, что-то не очень. Все еще есть области, которые могут быть улучшены.

Я обучался ушу в течение 28 лет. За это время я встретил тысячи мастеров боевых искусств и множество стилей, и много из них почерпнул. Вот мое мнение относительно общего состояния боевых искусств, и в частности ушу. 

Ушу буквально означает боевые („у“) искусства („шу“). Когда оно начало развиваться, его первоначальной целью было будет всегда) выживание. Охота на животных для обеспечения едой, борьба против агрессивной живой природы, преодоление тяжелых погодных условий и т.д., все это побудило рождение такого способа поведения. В одиночку „у“ только сражается, нападает. Объединенное с „шу“, переходит на другой уровень и становится сложным, целеустремленным искусством.

Ушу приспосабливается к тому, чтобы удовлетворить непрерывно изменяющиеся потребности выживания людей. Выживание как цель остается постоянным; единственные вещи, которые меняются — угрозы и обстоятельства, в которых люди окажутся. Сначала, как я уже говорил, люди использовали ушу, чтобы защитить себя от природы. Потом человеческая раса перешла от кочевого образа жизни к оседлому. От одного поселения пошли другие многочисленные поселения. Люди начали сражаться друг с другом, так развивались формы ушу, приспособленные уже к борьбе человека с человеком. Это, в принципе, та же самая история, рассказанная в других масштабах: сражаться, чтобы защитить себя, сражаться, чтобы защитить свой дом, сражаться за город, идти на войну за страну. В основе каждой ситуации лежит одна и та же цель: выживание.

И перейдя в сегодняшнюю цивилизацию, история еще раз заставляет ушу изменять поведение и форму проявления. Что это значит? С появлением технологии, вы имеете оружие, пушки, ядерные бомбы, и другое современное оружие. Изучение ушу больше не преследует цель сражаться врукопашную против тигров, захватчиков и т.д. Сегодня, если вы убиваете или калечите кого-то с помощью поразительной техники ушу, изученной по некоторой интенсивной десятилетней программе обучения, это не поможет вам выжить. Полиция будет ловить вас за убийство, общество будет вас осуждать, и все было бы закончено гораздо быстрее, нажми вы на курок пистолета с глушителем. Теперь общество оценивает демонстрацию и практику ушу различными способами. На полмира для развлечения по радио передают происходящее на Олимпийских играх. Вы смотрите фильмы, в которых герои выражают себя через боевые искусства. Теперь ушу может прокладывать путь к карьере, к возможности зарабатывать большие деньги. Большие деньги приводят к более высокому уровню жизни, который является благом для выживания. Заметьте, что цель (выживание) та же самая. Это только путь к выживанию, который изменяется. Другой способ, которым ушу может помочь выживанию это, по моему мнению, является лучшей причиной) — то, что это позволяет человеку тренировать его тело и улучшать здоровье. Независимо от того, происходит ли это в прошлом, настоящем или будущем, каждый должен всегда заботиться о своем теле. Самозащита — другая причина, по которой кто — то сегодня мог бы практиковать ушу, но я действительно не сторонник такой специфической цели. Если Вы сталкиваетесь с проблемой, лучше идти в полицию или обращаться за помощью к (кому-то ,) обладающему реальной властью.

Я хочу здесь отметить важное отличие. Многие могут считать, что с развитием человечества изменилось только ушу, но это не так. Посмотрите на любой другой вид спорта сегодня — на бокс, например. Раньше, без сомнения, бокс возник, как способ выжить в жестоких примитивных условиях. Боксировали главным образом для того, чтобы убить нападавшего. Но все изменилось, и люди не боксируют сегодня, чтобы убивать напавших. Некоторые желают сделать спортивную карьеру, так что они могут зарабатывать на роскошную жизнь. То же происходит с борьбой, фехтованием, стрельбой из лука и другими видами спорта. Вы думаете, они были такими же на протяжении тысячи лет? Нет, они бесконечно приспосабливаются к изменяющимся условиям истории.

И еще кое-что я нахожу интересным. В настоящее время слово „кун-фу“ ассоциируется с ударами руками, ногами, чемпионами боевых искусств, борьбой. Но в оригинале «кун-фу» никогда не предназначалось для описания боевых искусств. Первоначально «кун-фу» подразумевало время и энергию, потраченную на изучение чего-то . Хороший повар расходует большое количество «кун-фу» для приготовления вкуснейших блюд. Врач подвергается значительному «кун-фу», чтобы быть способным заботиться о больных людях. Мастер боевых искусств использует большое количество «кун-фу» в достижении физической формы, чтобы однажды он смог показать это зрителям. Термин «кун-фу» западным зрителям дал Брюс Ли, когда он оказался в центре внимания, и использовал его для описания своего боевого искусства. Отсюда возникло неправильное представление, и люди начали использовать «кун-фу“, относя это к Брюсу Ли, боевым искусствам, ударам и всему, относящемуся к системе. Так что это действительно неправильное употребление слова, расширенное значение которого включает другие объекты.

В прошлый раз я выразил свой взгляд на фундаментальную цель ушу, на причину, почему это непрерывно изменялось, приспосабливаясь к постоянно развивающимся потребностям человеческого общества. Я назвал приблизительно четыре различных цели, вокруг которых выстраивается практика ушу в современном обществе: Олимпийские игры, трюки в кино и на телевидении, самозащита и здоровье.

Многие люди, в том числе поклонники, обращались ко мне с тем, как они должны через занятия ушу достигать одной из четырех целей. Здесь, используя мой прошлый опыт, я попробую дать общую структуру, в пределах которой индивидуум может продолжать изучение ушу. Прежде всего, важно помнить, что все это только общие основные принципы, и что люди отличаются друг от друга размером тела, возрастом, индивидуальностью, да и в других (жизненных) отношениях тоже.

Сначала многие люди спрашивают меня, есть ли возрастные требования в ушу? Не слишком ли поздно для меня, чтобы начать заниматься? Ответ находится в цели человека. Если кто-то желает улучшить свое здоровье или наслаждается спортом для собственной пользы, то возраст не имеет значения. Человек старше 70 лет все еще может начинать изучение ушу, если его цель — собственное здоровье.

Однако если человек стремится стать профессиональным спортсменом ушу, принимающим участие в Олимпийских играх, то я рекомендую начинать как можно раньше. Предпочтительно до 13 лет. Если человек задерживается и начинает занятия после 15 лет, будет значительно труднее (хотя и не невозможно) достичь некоторого уровня мастерства.

Из всех четырех целей цель стать спортсменом мирового класса, пожалуй, наиболее трудная. Даже стать каскадером в кино или на телевидении намного легче. Можно начать обучаться трюкам после 18 лет и делать это весьма хорошо, скажем, после трех лет обучения.

Второй часто задаваемый вопрос: сколько часов я должен заниматься каждый день? Опять же, наиболее важный фактор, на который надо обратить внимание — цель человека. Если вы хотите стать спортсменом ушу, то необходимо сравнительно более строгое обучение. Например, пекинская команда ушу занимается в среднем 5 — 8 часов в день.

С другой стороны, те, кто практикует ушу с целью улучшения здоровья, не занимаются так много часов в отличие от тех, кто борется за звание спортсмена мирового класса. Возраст и состояние здоровья также играют критическую роль в определении продолжительности тренировки. Например, два часа занятий ушу каждый день может быть прекрасно для молодого здорового подростка, в то время как человеку старше 70 лет лучше будет заниматься по менее напряженному графику занятий.

Выполнение трюков в фильмах/на телевидении требует другого подхода в обучении, в отличие от того, чему обучают преподаватели боевых искусств. Камера ловит только определенный угол действия. В отдельные моменты может быть заметно только лицо актера. В боевых сценах снимают только руки, ноги или определенную часть тела. Следовательно, движение всего тела, концепция, столь подчеркиваемая в традиционных воинских искусствах, не может играть такую же ключевую роль в процессе съемки, как можно было бы думать. Наиболее важным для каскадера является его опыт с точки зрения камеры.

Некоторые люди не решаются заниматься трюками из-за возможного риска травмы или даже смерти. Вообще, исходя из того, что я видел, в Голливуде занятие трюками относительно безопасно и имеет хорошую защиту. Смертельные случаи редки, хотя, в любом случае, риск перелома костей или повреждения мышц все еще присутствует.

 В Голливуде производство трюков гораздо более специализированно (трюки гораздо более специализированны) , чем в Гонконге. Что это значит? В фильмах боевиках) выполняется очень много разнообразных трюков, от спрыгивания со зданий и из движущихся автомобилей до поединков (боевых сцен). Каждый вид трюка выполняется отдельным человеком, который специально этому обучен. Парень, который прыгает с утеса, обычно не является тем же самым парнем, который сражается со злодеем или пробегает через огонь. 

В Гонконге, с другой стороны, каскадеры обычно исполняют широкий спектр трюков. Каскадер в Гонконге должен не только знать боевые искусства, но он должен также знать, как иметь дело с огнем, нырять, исполнять акробатику и т.д.

Каков лучший способ для каскадера защититься от потенциальных опасностей? Я рекомендую найти хорошего преподавателя. Хороший учитель будет знать, какое обучение больше соответствует условиям для кино/телевидения. К сожалению, преподаватели трюков не как популярны поэтому их труднее найти) как ваш обычный преподаватель (инструктор) боевых искусств. Терпение в поисках правильного преподавателя (инструктора) неоценимо, и нельзя согласиться на второразрядного преподавателя ни при каких обстоятельствах. Тот же можно сказать об изучении боевых искусств вообще.

Наконец, о проблеме самозащиты. Мое знание и опыт в этой области боевых искусств ограничены, поскольку мое обучение было сфокусировано на трех других аспектах практики ушу. Я не могу высказать определенное мнение об этом. Опять же, процесс обучения должен быть скроен (составлен) по (походить к) типу тела каждого человека. Нет никакой всеобъемлющей техники, которая позволит каждому удовлетворить его или ее потребности в самозащите.

Ситуации всегда меняются. Трудно говорить, при каких обстоятельствах использование боевых искусств против кого-то другого будет правильным или неправильным. Конечно, избегание конфликта и обращение к законны властям — всегда лучший выход, если вы имеете дело с опасной ситуацией. Если грабитель направил на вас оружие и хочет отнять ваши деньги, лучше отдать ему деньги, чем рисковать своей жизнью. Оружие превзойдет занимающегося годами боевыми искусствами в доли секунды. Подобное я много раз говорил раньше, важно отличать кино от действительности. Герой в кино может быть способен поразить противника с оружием, но в реальной жизни такое вряд ли будет иметь место



Джет Ли специализировался в следующих стилях:

* длинный кулак
* палаш
* оружие (штат)
* кувыркающийся кулак
* Штат с 3 секциями
* вертолет лошади

И кроме того, Джет Ли также изучил следующие стили (некоторые в большей глубине чем другие) :

* копье
* пьяный кулак
* кулак богомола
* бокс когтя орла
* пьяный меч
* топор
* топор сражения
* меч
* вилка
* 9 кнутов
* мулава
* молоток
* коготь
* копье на длинной рукоятке
* короткая дубинка
* молоток метеора
* стрелка веревки

История Соревнования — краткая история ушу карьеры Джет Ли:

* 1971: Джет Ли начинает обучаться в ушу в Пекинской Спортивной Школе.
* 1974: Джет Ли присоединяется к недавно созданной Пекинской Команде ушу и начинает конкурировать на национальном уровне.
* 1974: Становится победителем чемпионата по ушу в возрасте 12 лет.
* 1975: Становится победителем чемпионата
* 1976: Становится победителем чемпионата
* 1977: Становится победителем чемпионата
* 1978: Становится победителем чемпионата
* 1979: Удалён с профессионального соревнования по ушу после травмы колена.